menu
ru | en
ARTIST

Rui Matos

Руй Матуш

Rui Matos (b. 1959), a famous Portuguese sculptor, is certain that a sculptor both works with reality and creates his own reality at the same time. Sculpture for him is a work on memory as all culture is.

 

From 1980 to 1987 he studied the art of sculptor in Lisbon, where he soon became the best and most promising student. It was evident as early as beginning of 90s that Matos is a new revelation in art. Nowadays his works can be found in Portugal and across Europe. In 2022 a huge retrospective of his works was organized in Tavira, including two of his main creations “The Sequences of Days” and “Heavy Silences”.

 

Together with Booroom Gallery, for the past several years Rui Matos has been creating iron sculptures. He loves experimenting with metal, which became his main material after decades of working with clay, stone and plaster. Oxidized or painted iron is his main working tool. “In recent years I have worked almost exclusively in iron, because I feel that this material best reflects my art vision and my ideas”, — he says, adding that he was greatly influenced by Russian constructivism with sculpture being its highlight and metal being one of the most expressive materials.

 

“All my acquired knowledge, all my life experience, all the sensations and feelings I had cannot directly and rationally generate a work of art. However, all this, after being temporarily forgotten, reappears when the idea of a new sculpture unexpectedly arises. The idea is always the same, to breathe a breath of life, energy and spirituality into a cold and amorphous matter. Transform matter into a new being. Art is not just form and design is not just function. They are our affective connection to the world we inhabit. Artists carry an ancestral culture with them, but at the same time fully live their time”, — says the artist.


DOWNLOAD INFO

menu
ru | en
ARTIST

Руй Матуш

Руй Матуш

Руй Матуш родился в 1959 году. С 1980 по 1987 он обучался искусству скульптуры в Лиссабоне, где стал лучшим учеником. Уже в начале 1990-х стало очевидно, что Матуш — новая арт-звезда. Сейчас его монументы находятся в Португалии и других странах Европы. В 2022 году была организованы масштабные ретроспективы в Тавире, включающая два основных экспоната «Последовательность дней» и «Тяжелое молчание», и в Лиссабоне, состоящая из 34 работ, каждая из которых соответствует одному году творчества.

 

Скульптор способен не только менять окружающую действительность, но и создавать новую реальность. Руй Матуш утверждает: «Каждая скульптура — это создание нового бытия, воспоминания о котором вернулись ко мне в результате трансформации памяти». Так, сквозь призму этих преобразований мы созерцаем воображаемые миры художника и его «архетипическую» память о далеком прошлом.  

 

В процессе создания своих работ Руй Матуш моделирует воспоминания, поскольку они связаны с наиболее яркой стороной бытия, внутренней реальностью каждого человека, и, возможно, поэтому они раскрываются как нечто более интимное и таинственное. Художник пишет скульптуры тонкими, изящными линиями, как элегантные архитектурные ноты, шепчущие о тайне всего сущего. Он препарирует, разбирает на части, деформирует и изменяет – затем собирает фрагменты и создает новое бытие.

 

По словам Матуша, скульптура образует тесную взаимосвязь идеи и материала. Уже несколько лет он создает предметы из стали. На протяжении долгого времени он экспериментирует с оксидированным и окрашенным металлом, ставшим для него основным сырьем после десятилетних опытов с глиной, камнем и синтетической смолой. «Я посвятил себя исключительно железу, потому что считаю, что этот материал глубинно связан с моим арт-видением и тем, что я хочу передать», — подчеркивает он, добавляя, что сильное влияние на него оказал русский конструктивизм, в котором скульптура играла значительную роль, а металл был одним из главных выразительных средств.

 

«Все мои ощущения и чувства не переводятся напрямую в произведение искусства: это не поддается рациональному объяснению.  Однако все они, однажды забытые, неожиданно возникают вновь в виде идеи новой скульптуры. В последние годы это всегда одна и та же идея - вдохнуть жизнь, энергию и духовность в холодную материю, в металл. Искусство — это не только форма, а дизайн — не только функция. Это наша аффективная связь с миром, в котором мы хотим обитать. А мы, как художники, несем с собой культуру предков, и в то же время полноценно проживаем свое время», — поясняет художник.